
Сравнительное исследование особенностей когнитивной и аффективной сфер при расстройствах личности
Цена: 5000 рублей
Актуальность темы: Проблема оценки интеллектуальной деятельности у лиц с расстройствами личности является актуальной в настоящее время в связи с увеличением лиц с данной патологией, а также трудностями диагностики специфических когнитивных искажений под влиянием измененной аффективности. Вместе с тем, важность решения этой проблемы диктуется как экспертными задачами (военная, трудовая, судебная экспертиза), так и необходимостью разработки реабилитационных программ для пациентов с различными расстройствами личности.
Под расстройствами личности понимаются длительно существующие, стойкие расстройства характера, девиантные модели поведения, затрагивающие различные сферы психической деятельности. Одним из важнейших критериев диагностики этих расстройств наряду с понятиями стабильности и тотальности проявления дисгармонии характера, является критерий социальной дезадаптации, нарушения взаимоотношений личности с окружающими людьми и миром в целом.
Деятельность человека, позволяющая оптимально адаптироваться в социуме, обеспечивается интеграцией и взаимодействием личностных факторов и состоянием его интеллектуальных процессов. Расстройства личности или психических процессов, нередко даже одной из их составляющих, воздействуя на психическую деятельность в целом, могут вести к нарушению функционирования всех сторон жизнедеятельности индивидуума. При этом различные стороны интеллектуальной деятельности при расстройствах личности возбудимого и тормозимого круга нарушаются по-разному, что связано с особенностями формирования аффективной стороны психики, однако в отечественной литературе проводилось мало комплексных исследования по сравнительному изучению влияния кататимных факторов на интеллектуальную деятельность психопатов в аспекте межиндивидуальных различий.
В связи с этим одной из актуальных проблем является проблема изучения взаимоотношений измененной аффективности и интеллектуальной продуктивности, вопрос о том, каким образом личностные особенности могут влиять на проявления интеллектуальной состоятельности, какие составляющие интеллекта подвержены наибольшему искажению кататимными факторами.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована гипотеза исследования о том, что существуют различия в структуре интеллектуальной деятельности при расстройствах личности возбудимого и тормозимого круга, связанные с особенностями личности испытуемых.
Цель исследования: проведение сравнительного анализа взаимосвязей интеллекта и личностных особенностей у испытуемых с расстройствами личности возбудимого и тормозимого круга.
Задачи исследования:
1. Изучить личностные особенности испытуемых с расстройствами личности и провести сравнительный анализ аффективных нарушений.
2. Определить уровень интеллектуального развития и выявить структуру нарушений интеллектуальной деятельности.
3. Изучить взаимосвязи между исследуемыми характеристиками.
Предметом настоящего исследования явились: уровень и структура интеллектуальной деятельности, личностные особенности.
Объект: 36 молодых человека с расстройствами личности в возрасте от 18 до 23 лет, проходящие обследование в психиатрическом стационаре по линии РВК.
Методы психологического исследования
Методика Векслера – позволяет оценить уровень и определить структуру интеллектуальной деятельности.
Миннесотский многопрофильный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI)