
Роль личностных особенностей подростка в системе
эмоциональных отношений со сверстниками
Цена: 5000 рублей
Актуальность: Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства". Можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии.
В связи со всем выше сказанным в подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе.
Исходя из этого, актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 13-14 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося внутреннего мира подростка (а соответственно его личностных особенностей) и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально-личностное общение, а также проследить взаимосвязь сложившейся социальной ситуации и его самооценки.
Гипотеза: подростки с неблагоприятным статусным положением будут более акцентуированными и иметь более низкую самооценку, чем их сверстники с благоприятным статусным положением.
Цель работы: изучить взаимосвязь личностных особенностей (акцентуаций характера и самооценки) и статусного положения подростка в группе.
Задачи:
1. Исследовать статусное положение подростков в коллективе, разделить их на две группы с благоприятным и неблагоприятным статусным положением.
2. Определить уровень самооценки у подростков.
3. Диагностировать акцентуации характера.
4. Изучить гендерные особенности статусного положения, характера и самооценки подростков.
5. Выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.
Объект исследования: учащиеся 8 класса «Б» и 8 класса «В» Энской городской гимназии №3, в возрасте 13-14 лет.
Предмет исследования: акцентуации характера учащихся, их самооценка и статусное положение в группе.
Методики, использованные в исследовании
- Социометрический эксперимент: Метод социометрии
- Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн)
- Методика выявления акцентуаций личности (Опросник Х.Шмишека)