Роль индекса детериорации в патопсихологической диагностике органических заболеваний мозга и лиц, страдающих задержкой психического развития

Цена: 4000 рублей

Актуальность заявленной проблемы на сегодня такова, что распространённость состояний психического недоразвития, особенно в относительно лёгких его формах (пограничные формы интеллектуальной недостаточности, включая ЗПР; олигофрения степени дебильности) многократно превышает все прочие виды нервно-психической патологии в  детском, подростковом и юношеском возрасте. Преобладающее содержание исследовательских и методических разработок в этой области направлено преимущественно на повышение точности и надёжности критериев дифференциальной диагностики отклонений в психическом развитии. Для успешного решения этой задачи сегодня существуют достаточно эффективные методологические подходы, позволяющие оценить не только актуальный уровень психического развития, но и его потенциальные возможности. Необходимость изучения особенностей интеллекта обусловлена тем, что интеллект – совокупность умственных способностей человека. Это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются ввиду индивидуальные особенности, относимые к сфере позновательной прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию.  Исследование интеллекта является важным фактором во многих случаях: при постановке диагноза, при выяснении умственных способностей человека, для установки уровня его развития.

Цель исследования: выявить особенности интеллектуальной сферы у лиц с органическими заболеваниями головного мозга, ЗПР и их здоровых сверстников. Определить эффективность использования индекса детериорации при диагностике интеллекта у обследуемых с органическими заболеваниями головного мозга, ЗПР и здоровых.

Гипотеза: интеллектуальный уровень молодых людей, имеющих органические заболевания головного мозга и задержку психического развития значительно отличается от интеллектуального уровня их здоровых сверстников. Индекс детериорации является показателем  нарушения интеллектуальной сферы.

Задачи исследования:

1.                  Определить уровень и структуру интеллекта, а также показатель зрительной ретенции у людей с органическими заболеваниями головного мозга, задержкой психического развития и здоровых людей.

2.                  Определить индекс детериорации у всех испытуемых.

3.                  Провести сравнительный анализ структуры интеллекта и показателя зрительной ретенции у обследуемых всех групп.

4.                  Выявить корреляционные взаимосвязи между исследуемыми характеристиками.

Объект исследования:  лица в возрасте от 18 до 35 лет. Первая группа (экспериментальная) – 20 человек, имеющие органические заболевания головного мозга. Вторая группа (группа сравнения) – 20 человек, имеющие задержку психического развития. Третья группа (контрольная) – здоровые лица в количестве 20 человек.

Предмет исследования: уровень и структура интеллекта, индекс детериорации и показатель зрительной ретенции.

2.1 Материалы исследования

Всего в данной работе было обследовано 60 человек. Возраст испытуемых варьировал от 18 до 35 лет.

Исходя из целей исследования, были сформированы три выборки. Первая выборка включала в себя испытуемых с задержкой психического развития (20 человек), во вторую вошли лица с органическими заболеваниями головного мозга (20 человек). Испытуемые обеих групп являлись пациентами Энской Психиатрической Больницы[S1] . Формирование экспериментальных выборок осуществлялось по следующим критериям:

Для лиц с органическими заболеваниями головного мозга:

1.      Клинический диагноз по МКБ 10 (органические, включая симптоматические, психические расстройства);

2.      Преимущественно травматическая идеология заболевания, резидуальная стадия;

3.      Наличие умеренно выраженных общемозговых изменений биоритмики по органическому типу (по данным ЭЭГ);

4.      Уровень интеллектуального развития в пределах возрастной нормы;

5.      Отсутствие тяжёлой хронической соматической патологии.

Для лиц с задержкой психического развития:

1.      Наличие социальной запущенности по тесту исследования интеллекта Векслера;

2.      Трудности в процессе обучения при сохранности интеллектуального развития в пределах возрастной нормы;

3.      Отсутствие органической патологии в анамнезе:

В контрольную группу вошли 20 условно здоровых людей. Обследования проводились индивидуально с каждым обследуемым, тесты каждому обследуемому предлагались один день.

Методы психологического исследования

В соответствии с поставленной целью, для изучения уровня интеллекта обследуемых людей использовались методы изучения интеллекта:

-                                               методика Векслера,

-                                               тест Бентона,

-                                               формула расчета индекса детериорации.


 [S1]

Hosted by uCoz