
Роль индекса детериорации в патопсихологической диагностике органических заболеваний мозга и лиц, страдающих задержкой психического развития
Цена: 4000 рублей
Актуальность заявленной проблемы на сегодня такова, что распространённость состояний психического недоразвития, особенно в относительно лёгких его формах (пограничные формы интеллектуальной недостаточности, включая ЗПР; олигофрения степени дебильности) многократно превышает все прочие виды нервно-психической патологии в детском, подростковом и юношеском возрасте. Преобладающее содержание исследовательских и методических разработок в этой области направлено преимущественно на повышение точности и надёжности критериев дифференциальной диагностики отклонений в психическом развитии. Для успешного решения этой задачи сегодня существуют достаточно эффективные методологические подходы, позволяющие оценить не только актуальный уровень психического развития, но и его потенциальные возможности. Необходимость изучения особенностей интеллекта обусловлена тем, что интеллект – совокупность умственных способностей человека. Это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются ввиду индивидуальные особенности, относимые к сфере позновательной прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию. Исследование интеллекта является важным фактором во многих случаях: при постановке диагноза, при выяснении умственных способностей человека, для установки уровня его развития.
Цель исследования: выявить особенности интеллектуальной сферы у лиц с органическими заболеваниями головного мозга, ЗПР и их здоровых сверстников. Определить эффективность использования индекса детериорации при диагностике интеллекта у обследуемых с органическими заболеваниями головного мозга, ЗПР и здоровых.
Гипотеза: интеллектуальный уровень молодых людей, имеющих органические заболевания головного мозга и задержку психического развития значительно отличается от интеллектуального уровня их здоровых сверстников. Индекс детериорации является показателем нарушения интеллектуальной сферы.
Задачи исследования:
1. Определить уровень и структуру интеллекта, а также показатель зрительной ретенции у людей с органическими заболеваниями головного мозга, задержкой психического развития и здоровых людей.
2. Определить индекс детериорации у всех испытуемых.
3. Провести сравнительный анализ структуры интеллекта и показателя зрительной ретенции у обследуемых всех групп.
4. Выявить корреляционные взаимосвязи между исследуемыми характеристиками.
Объект исследования: лица в возрасте от 18 до 35 лет. Первая группа (экспериментальная) – 20 человек, имеющие органические заболевания головного мозга. Вторая группа (группа сравнения) – 20 человек, имеющие задержку психического развития. Третья группа (контрольная) – здоровые лица в количестве 20 человек.
Предмет исследования: уровень и структура интеллекта, индекс детериорации и показатель зрительной ретенции.
2.1 Материалы исследования
Всего в данной работе было обследовано 60 человек. Возраст испытуемых варьировал от 18 до 35 лет.
Исходя из целей исследования, были сформированы три выборки. Первая выборка включала в себя испытуемых с задержкой психического развития (20 человек), во вторую вошли лица с органическими заболеваниями головного мозга (20 человек). Испытуемые обеих групп являлись пациентами Энской Психиатрической Больницы[S1] . Формирование экспериментальных выборок осуществлялось по следующим критериям:
Для лиц с органическими заболеваниями головного мозга:
1. Клинический диагноз по МКБ 10 (органические, включая симптоматические, психические расстройства);
2. Преимущественно травматическая идеология заболевания, резидуальная стадия;
3. Наличие умеренно выраженных общемозговых изменений биоритмики по органическому типу (по данным ЭЭГ);
4. Уровень интеллектуального развития в пределах возрастной нормы;
5. Отсутствие тяжёлой хронической соматической патологии.
Для лиц с задержкой психического развития:
1. Наличие социальной запущенности по тесту исследования интеллекта Векслера;
2. Трудности в процессе обучения при сохранности интеллектуального развития в пределах возрастной нормы;
3. Отсутствие органической патологии в анамнезе:
В контрольную группу вошли 20 условно здоровых людей. Обследования проводились индивидуально с каждым обследуемым, тесты каждому обследуемому предлагались один день.
Методы психологического исследования
В соответствии с поставленной целью, для изучения уровня интеллекта обследуемых людей использовались методы изучения интеллекта:
- методика Векслера,
- тест Бентона,
- формула расчета индекса детериорации.